Брянский государственный краеведческий музей
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • О МУЗЕЕ
    • История музея
    • Структура музея
    • Фонды музея
      • Археология
      • Естественно-научные коллекции
        • Ботаническая
        • Зоологическая
        • Минералогическая
        • Палеонтологическая
      • Изделия с содержанием драгоценных металлов
      • Нумизматическая
      • Изделия из металла и пластмассы
      • Дерево
      • Ткани
      • Кожа
      • Кость
      • Стекло
      • Оружие
      • Изобразительное искусство
      • Письменные источники
        • Афиши, календари, плакаты
        • Газеты
        • Журналы
        • Карты, схемы
        • Письменные источники
      • Фото, негативы
      • Редкая книга
      • Киноматериалы, фоно и аудио предметы
    • Экспозиция
      • Отдел истории
      • Отдел природы
      • Планетарий
    • Виртуальный тур
    • Официальные документы
    • Независимая оценка качества
    • Задание на осуществление мероприятий за счет субсидий на иные цели
  • ПОСЕТИТЕЛЮ
    • Мероприятия
      • Экскурсии
        • Экскурсии в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные экскурсии
          • Для школьников
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Пешеходные экскурсии
        • Для школьников
          • 1-4 класс
          • 5-8 класс
          • 9-11 класс
        • Для взрослых
      • Мероприятия
        • Мероприятия в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные мероприятия
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Музейные клубы
    • Планетарий
    • Пушкинская карта
  • ФИЛИАЛЫ
    • Мемориальный музей А. К. Толстого
    • Мемориальный комплекс "Хацунь"
    • Карачевский краеведческий музей
    • Клетнянский краеведческий музей
    • Музей дружбы народов в Климово
    • Клинцовский краеведческий музей
    • Музей партизанской славы в Навле
    • Почепский краеведческий музей
    • Севский краеведческий музей
    • Музей интернац-го подполья в Сеще
    • Суражский краеведческий музей
    • Археологический музей в Юдиново
    • Музей им. Д. Н. Медведева
  • НАУКА И ИССЛЕДОВАНИЯ
    • Начно-методическая деятельность
    • Публикации
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
    • Договор оферты научных публикаций
    • Партнерское сотрудничество
    • Волонтёры
  • КОНТАКТЫ
Search

Версия для слабовидящих  Купить билет онлайн  Виртуальный музейШкола без учебников


sldr238

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz001

Н.А. Рославец. 1926 г.

 

Творческий мир Николая Рославца - яркое и самобытное явление в русской музыкальной культуре 1 пол. ХХ века, его музыка обладает особой силой воздействия, поражает своей оригинальностью и новизной.

Не случайно, современники оценивают его как "величину крупную и самобытную" (Н.Мясковский), а по словам Игоря Стравинского - Рославец "интереснейший русский композитор",

Николай Андреевич Рославец остается до сих пор загадочной и трагической личностью в истории мировой культуры. Причем эту загадочность создавал сам композитор.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz002

Село Душатин Суражского района. Церковь Василия Великого. Фото1970-е гг.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz003

Церковь Василия Великого в с.Душатин Суражского района Брянской области (современный вид).

 

Родился он, по его собственным словам, «в захолустном полуукраинском, полубелорусском местечке Душатин»Суражского уезда бывшей Черниговской губернии, ныне Брянской области, 23 декабря 1880 года, (по новому стилю, 4 января 1881 года).

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz004

Фото Суража.

 

Сураж как место рождения указан в персональной карточке Рославца, заполненной самим композитором, и в опубликованной биографической справке 1919 года.

По словам Н.А. Рославца, до двенадцати лет он «выполнял соответствующие возрасту крестьянские работы: помогал старшим в поле, на сенокосе, в саду, пас скотину (особенно любил водить лошадей "в ночное")» (НАР, с. 132).

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz005

Н.А. Рославец играет на скрипке.

 

В роду Рославцев было много «умельцев» - самоучек - музыкантов и живописцев. Еще с семи-восьми лет мальчик, под влиянием своего дяди, деревенского скрипача-самоучки, полюбил скрипку, смастерил её сам и выучился на ней играть по слуху, обнаружив немалые музыкальные способности. С 1893 года жил уже собственным трудом, нанимался на службу в мелкие канцелярии и, где только можно, пополнял свое музыкальное образование, брал уроки у «свадебного» скрипача-еврея.

Серьезное музыкальное образование Рославец получил в 1890-е годы в Курске, где он поступил в «Музыкальные классы» к известному русскому пианисту, композитору и педагогу Аркадию Абазе (известен его романс - «То не ветер ветку клонит»), где он изучал элементарную теорию музыки, занимался на скрипке.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz006

Н. Рославец 1913 г.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz007

Московская консерватория.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz008

Диплом об окончании Московской консерватории. 1912г.

 

В 1902 году Николай Рославец поступил в Московскую консерваторию, где обучался с перерывами 10 лет.. Молодой композитор хорошо овладел всеми академическими дисциплинами, которые составляют фундамент профессионального образования композитора. При окончании консерватории в 1912 году Рославец представил партитуру оперы-кантаты «Небо и земля» по Дж. Байрону, за что был удостоен большой серебряной медали.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz009

Н.А. Рославец в военной форме. Н.А. Рословец – рядовой хора с музыкантами лейб-гвардии Преображенского полка. 1912 год.

 

В дипломе об окончании Московской консерватории в 1912 году и в свидетельствах по прохождению военной службы в составе Преображенского полка, Рославец записан как «крестьянин Гордеевской волости Суражского уезда».

Ранние произведения Рославца обнаруживают отчётливое сходство с футуристскими манифестами; композитор дружил с детства с К. Малевичем, автором «Черного квадрата», который создал эскиз к портрету Н.Рославца «Песнь голубым облакам». Рославец был тесно связан с В. Каменским, Ар. Лентуловым и др., печатался в футуристских журналах, обложки его сочинений оформляли футуристы. Музыкальные сочинения композитора тех лет отражают эти авангардные веяния, несут в себе яркие черты новаторства и творческих исканий.

Очевидны преемственные связи Рославца с символизмом и модерном. До 1917 г. Рославец обращался к поэзии «серебряного века» - Блока, Брюсова, Бальмонта, П. Верлена, Игоря Северянина, Д. Бурлюка, К. Большакова, В. Гнедова, впоследствии — к поэзии Ф. Сологуба, З. Гиппиус и др.

«Новая система» в ранних сочинениях Рославца, "классические" ее образцы представлены в "Грустных пейзажах" (1913), Первом струнном квартете (1913), "Четырех сочинениях для пения и фортепиано" (1913-14) и др.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz010

Н.А. Рославец в шляпе.

 

На становление стиля Н. Рославца, по его собственному признанию, значительное воздействие оказали поздние композиционные принципы Скрябина.

Замечательны открытия Рославца в области темброкрасочности, намного опередившие время, - как в камерных сочинениях, так и в симфонической поэме "В часы Новолуния" (предположительно, 1912-начало 1913).

Он, начиная с 1913 г. уверенно заявил о себе как крупный и зрелый, глубоко мыслящий мастер с собственным стилем и оригинальной композиторской техникой. Как пишет сам композитор «за 6 лет упорной и творческой работы к 1919 году разработал свою индивидуальную технику, давшую мне полный простор для выражения моей художественной личности».

Свои лучшие годы Н.А.Рославец, как он сам отмечал, провел со своей первой женой Натальей Алексеевной, урожденной Ланговой (1888- 1957). Дочь профессора А.П. Лангового, преподавателя Императорского университета, коллекционера, члена Совета Третьяковской галереи. По профессии Наталья Рославец– журналистка, до революции – член партии эсеров, с августа 1918г. – в партии большевиков. С ноября 1918г. – сотрудник ВЧК ОГПУ. Почетная чекистка(знак №69). Работала с Я. Свердловым и Ф.Дзержинским.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz011

Афиша. ГАБТ. Концертный зал им. Бетховена. 17.04.1923.

 

Октябрьскую революцию Н.Рославец принимает с восторгом, активно участвует в строительстве новой социалистической культуры. Он руководит Советом народных депутатов в Ельце, возглавляет Московский профсоюз работников искусств (Рабис), становится ректором Харьковского музыкального института и членом влиятельной Ассоциации современной музыки АСМ. Он даже выходит из партии эсеров, в которую вступил в годы гражданской войны, и присоединяется к большевикам. Свою приверженность революционным идеям композитор демонстрирует в кантате «Октябрь» (1927) и симфонической поэме «Комсомолия»(1928).

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz012

Ноты. Рославец, Николай Андреевич. Мать и сын. Из цикла 1905 год. – Москва, 1926.

.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz013

Гимн милиции

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz014

Ноты. Рославец, Николай Андреевич. Бабья доля.

 

С середины 20-х годов у Рославца появляется новая творческая линия - музыка массовых жанров: массовая песня «Полет» на слова В. Каменского, «Поэзия рабочих профессий» для хора (на слова Я. Твердого, 1924), «агитационо-просветительская музыка» - «Песни революции», «Песни работницы и крестьянки» (1925), «Гимн советской рабоче-крестьянской милиции» для духового оркестра (1926). О себе композитор заявлял: «Я – пролетарий умственного труда», «Я должен нести свое искусство народу». И вместе с тем: « Я не пишу «для масс» скверной музыки».

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz015

Маяковский В.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz016

Н.А.Рословец с женой М.В.Филипповой. 1930 год.

 

Рославец, был знаком с «председателем земного шара от секции поэзии» В.Маяковским. В воспоминаниях второй жены композитора Марии ВасильевныФилипповой (Бабенко) описан колоритный эпизод встречи Рославца с Маяковским. Рославец «зашел в кружок литературы и искусства, увидел сидящего с компанией Маяковского. Подошел к нему, поздоровался, заговорил. За соседним столом какой-то молодой человек тихо спросил: "Кто это подошел к Маяковскому?" Маяковский услышал и тут же мимолетно бросил экспромт:

Что за глупая овца,

Что не знает Рославца.

Все общество, окружавшее Маяковского, дружно расхохоталось» (ЦГАЛИ, ф. 2569, оп. 1, ед. хр. 99а, стр. 6).

В 1923 - 1930 годах Рославец редактор Главперткома, уполномоченный Главлита по Государственному музыкальному издательству,ответственный цензор в Государственном музыкальном издательстве, музыкальный критик. Он преподаватель Московского музыкального политехникума, активный деятель Ассоциации современной музыки - боевой организации передовых музыкантов и председатель бюро композиторов Всерабиса – Всероссийского союза работников искусства.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz017

Н.Рославец. 5 соната для фортепьяно. 1921 г.

 

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz018

Н.Рославец. Песенка Арлекино. 1921 г.

 

Современников удивляло, что Николай Рославец называл себя не «композитором», а «организатором звуков». В это время он известен и популярен. Однако это не спасает его от нападок деятелей Пролеткульта, видевших в его новаторской музыке упадочные настроения, свойственные загнивающему буржуазному обществу и противоречащие потребностям советского рабочего класса.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz019

Балет "Пахта".

 

Спасаясь от этих обвинений, в 1931г. Рославец покидает столицу и живет некоторое время в Ташкенте, где создает ряд произведений на местные темы, в том числе первый узбекский национальный балет «Хлопок» («Пахта»),который сочетал народный танец и действенную пантомиму.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz020

Н.А.Рословец и композиторы.

 

Вернувшись в Москву в 1933г., он полностью лишен возможности публично исполнять свои произведения и зарабатывает на жизнь лишь преподаванием. Он преподает в Музыкальном политехникуме и на курсах военных капельмейстеров, в 1933-1935 годах - редактор в Радиокомитете, в 1936-1938 годах - политредактор Реперткома, в 1939-м - художественный руководитель Цыганского ансамбля ВГКО.Яркое произведение последнего московского периода композитора - Камерная симфония для 18 инструментов соло (1934-1935) в четырех частях.

Кредо композитора выражают слова:"Я - классик, прошедший искусство всего нашего времени, воспринимающий все, что создано человечеством. Я [...] всё завоевал и говорю, что никакого разрыва в линии развития музыкального искусства у меня нет. Через посредство своих учеников и через их учеников хочу утвердить новую систему организации звука, которая приходит на смену классической системе". В числе его последних учеников П.В. Теплов, Даниил Покрасс и Константин Листов, авторы замечательных советских массовых песен.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz021

Могила Н.Рославца на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

В 1939г. Рославец пережил тяжелый инсульт, приведший к временной потере речи и частичному параличу. Умер Николай Андреевич от второго инсульта 23 августа 1944 г. в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz022

Первый концерт на родине композитора в с. Душатин.

 

С 70-х гг. XX в. началось возрождение музыки Н. Рославца и оживленный интерес к его творчеству. В 1993 г. в Москве появился исполнительский коллектив его имени — «Рославец-трио». Ежегодно в апреле месяце в Брянске проходит Всероссийский фестиваль Н.Рославца и Н.Габо». На его родине в с. Душатин в Суражском районе установлена памятная доска. В Суражском краеведческом музее представлен раздел экспозиции, посвященный жизни и творчеству композитора.

oiugedvhqbchfkirihswkhfhdz024

7-й музыкальный фестиваль им. Н.А. Рославца. Программа.

 

Л. Сабанеев дал высокую оценку творчеству композитора: "У Рославца его тектонизм, его математичность в музыкальном творчестве приближает его к академистам. Это - оригинальный и беспримерный тип новатора-академика. Он не интересуется эмоцией как таковой. Для него музыка - вовсе не язык чувств, а выражение организованного психического мира. Его интересует не эмоция сама по себе, а сопоставление ее в музыкальной ткани с другими, "организация эмоций", неизбежно сопутствующая организации звуков. Рославец- настоящий мастер звуков, любящий свое мастерство, как специалист, рабочий любит свое ремесло. Он не напишет зря и случайно ни одной ноты, ни одной фразы. Все продумано и проработано до последней степени".

Подготовила: Л.А. Селезнева

img

ГБУК "Брянский государственный краеведческий музей"
241050, Брянская область, г. Брянск, пл. Партизан, д. 6
Телефон: +7(4832)64-63-98, e-mail: bgokm@yandex.ru

Учредитель: Департамент культуры Брянской области
 г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 34 
Телефон/факс: 8(4832) 74-32-74, e-mail: dep.kult32@yandex.ru


© 2025 Брянский государственный краеведческий музей

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

By using our website, you agree to our use of cookies.

Я даю согласие
Яндекс.Метрика
  • ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • О МУЗЕЕ
    • История музея
    • Структура музея
    • Фонды музея
      • Археология
      • Естественно-научные коллекции
        • Ботаническая
        • Зоологическая
        • Минералогическая
        • Палеонтологическая
      • Изделия с содержанием драгоценных металлов
      • Нумизматическая
      • Изделия из металла и пластмассы
      • Дерево
      • Ткани
      • Кожа
      • Кость
      • Стекло
      • Оружие
      • Изобразительное искусство
      • Письменные источники
        • Афиши, календари, плакаты
        • Газеты
        • Журналы
        • Карты, схемы
        • Письменные источники
      • Фото, негативы
      • Редкая книга
      • Киноматериалы, фоно и аудио предметы
    • Экспозиция
      • Отдел истории
      • Отдел природы
      • Планетарий
    • Виртуальный тур
    • Официальные документы
    • Независимая оценка качества
    • Задание на осуществление мероприятий за счет субсидий на иные цели
  • ПОСЕТИТЕЛЮ
    • Мероприятия
      • Экскурсии
        • Экскурсии в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные экскурсии
          • Для школьников
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Пешеходные экскурсии
        • Для школьников
          • 1-4 класс
          • 5-8 класс
          • 9-11 класс
        • Для взрослых
      • Мероприятия
        • Мероприятия в музее
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
        • Выездные мероприятия
          • Для самых маленьких
          • Для школьников
            • 1-4 класс
            • 5-8 класс
            • 9-11 класс
          • Для взрослых
      • Музейные клубы
    • Планетарий
    • Пушкинская карта
  • ФИЛИАЛЫ
    • Мемориальный музей А. К. Толстого
    • Мемориальный комплекс "Хацунь"
    • Карачевский краеведческий музей
    • Клетнянский краеведческий музей
    • Музей дружбы народов в Климово
    • Клинцовский краеведческий музей
    • Музей партизанской славы в Навле
    • Почепский краеведческий музей
    • Севский краеведческий музей
    • Музей интернац-го подполья в Сеще
    • Суражский краеведческий музей
    • Археологический музей в Юдиново
    • Музей им. Д. Н. Медведева
  • НАУКА И ИССЛЕДОВАНИЯ
    • Начно-методическая деятельность
    • Публикации
  • СОТРУДНИЧЕСТВО
    • Договор оферты научных публикаций
    • Партнерское сотрудничество
    • Волонтёры
  • КОНТАКТЫ
Go Top

Поиск по сайту

  • ВКонтакте
  • Одноклассники
  • Rutube
  • Telegram