В 1598 году скончался бездетный царь Федор Иоаннович – правящая династия Рюриковичей прервалась. Россию сотряс кризис государственности – цари-временщики сменяли друг друга, о себе заявили два самозванца-авантюриста, разразилась крупная крестьянская война, войска интервентов топтали русскую землю.
В 1612 году Второму ополчению во главе с Мининым и Пожарским удалось освободить Москву. Это стало началом возрождения страны.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
В следующем году состоялся судьбоносный Земский собор, который восстановил законное правление в России и положил начало новой царской династии: русским царем на соборе был избран представитель знатного боярского рода Михаил Федорович Романов. Это событие закончило тяжелую годину Смуты и открыло новую страницу в истории нашей страны.
Избрание на Всероссийский престол царя и великого князя Михаила Феодоровича
Худ. А. Вестфален. СПб.: литографская мастерская Императорского общества поощрения художеств. 1913.
Царь Михаил Федорович, первый Государь и Великий Князь, Самодержец Всероссийский из рода Романовых.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
В этом знаменательном Соборе принимали участие и представители Брянского края, среди которых были воин Иван сын Бахтин, Иван Семенов сын Безобразов, Софрон Милентьев сын Тютчев.
Эти фамилии – Бахтины, Безобразовы, Тютчевы – в последующие века стали известными дворянскими родами и оставили заметный след в истории Брянщины.
Помимо них под грамотой об избрании Михаила Федоровича на царство свои подписи поставили игумен Свенского (тогда еще Свинского) монастыря Корнилий, еще один монах из той же обители – Варсонофий и протопоп Брянского Покровского собора (главного собора города, который находился на Покровской горе) Алексий.
Именно Алексий на Соборе представлял всех жителей города Брянска. Подпись на грамоте гласит:
«Брянскай Покровской протопоп Алексей в брянчан, которые во Брянске, дворян и детий боярских, и в посадцких, и в пушкорей, и в затинщиков, и в стрелцов, и в во уездных людей места руку приложил».
Он подписался за тех, кто жил непосредственно в Брянске, в отличие от тех брянцев, кто подписал грамоту от своего лица и проживал в Москве.
Возможно, высокая честь представлять город на Соборе он получил из-за того, что прославился в связи с событиями 1607 года, когда город Брянск был осажден польским гарнизоном Лжедмитрия II. Тяжелая осада привела к голоду в городе и Алексий, как истинный патриот, раздал защитникам Брянской крепости 175 четвертей ржи из запасов собора. Этот подвиг бескорыстия был высоко оценен царем Михаилом впоследствии и Алексий получил щедрый дар от него – несколько сел с крестьянами и угодьями. Позднее, в 1907 году, на Ново-Покровском соборе была прикреплена памятная табличка с цитатой из жалованной грамоты об этом даре.
«Въ 7121 году отъ великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, за подписанiемъ Его Царского Величества руки, Покровского Собора протопопу Алексъю дана грамота, что 116 году воры и литовскiя люди Брянескъ осадили, то въ осадное время учалъ въ городъ быть голодъ, и въ тъ поры въ городъ въ осадъ купали четверть ржи по шестьдесятъ рублей и больше и отъ него, Протопопа Алексъя, из двора взято и роздано всякимъ ратнымъ и осаднымъ людямъ безденежно сто семдесятъ пять четвертей; и за то ево протопопа раченiе и протчiя деяния ево труде пожаловано въ фощеной волости изъ дворцовыхъ селъ деревня Соколово, Очинокъ тожъ, да сельцо Старое Соколово, да починокь Перщинъ со крестьяны в всякими угодiи и принадлежностьми».
Брянский Покровский собор. Начало XX в.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Царь Михаил Федорович был щедр на дары брянским церквям и обителям. Например, Спасо-Поликарпову монастырю в Брянске, который находился на месте киноконцертного зала «Дружба», он подарил Евангелие в старинном бархатном переплете с дарственной надписью:
«сiю книгу пожаловалъ Государь Царь и Великiй Князь Михаилъ Феодоровичъ и всей Русiи во Брянскъ Соборную церковь Покрова Пречистыя Богородицы при протопопе Петръ 7148 (1640) лъта, октября 26».
Успенскому собору Свенского монастыря он подарил напрестольное Евангелие и ткани для риз духовенства.
Имел отношение Михаил Федорович и к Площанской пустыни.
Литография. Вид Богородицкой Площанской пустыни с юго-западной стороны. 1873 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Филарет (в миру боярин Федор Никитич Романов).
Лист из альбома «Российский Царственный Дом Романовых». СПб.: К.А. Бороздин. 1893 г.
В 1620 году иеромонах Прокопий и два инока прибыли в Москву к царю Михаилу Федоровичу за благословением возобновления обители. Монахи были радушно приняты и получили грамоту на построение храма с приложением к ней личной печати Патриарха Московского Филарета, отца Государя, а также две иконы из царских палат – икону Всемилостивого Спаса и список с чудотворного образа Казанской Богородицы.
Вскоре, дарованные царем иконы стояли в новом деревянном храме, освященном во имя Казанской Богоматери. Обитель с той поры стала называться Казанской Богородицкой Площанской пустынью.
В 1798 году икона Спаса Всемилостивого была облачена в сребропозлащенную ризу чеканной работы, имевшую в венце 4 драгоценных камня. Надпись на ризе гласила:
«Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию».
Именно во время правления Михаила Федоровича зародилась знаменитая Свенская ярмарка, которая знаменовала возрождение мирной жизни и восстановление торговых связей после Смутного времени. Значение ярмарки для юго-запада Русского государства было огромно. Она была ежегодным и весьма значительным событием.
Свенская ярмарка. Худ. В.Ф. Сидоров. 1985 г.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
На Брянщине во времена Михаила Федоровича шла бойкая торговля – товары широким потоком поступали через территорию Украины и из Литвы. Об этом говорят частые донесения севских воевод в Разрядный и Посольский приказы. В апреле 1635 года брянский воевода Иван Хилков, благодаря царя за открытие в Брянске в 1620 году гостиного двора, снова посылает Михаилу Федоровичу челобитную о необходимости постройки нового гостиного двора и амбаров для купцов, так как прежние пришли в ветхость, «погнили и заволялись». «А без твоево государева указу мы, холопи твои, гостина двора строить не смеем. И о том нам, холопем своим, как ты, государь, укажешь».
Некоторое отношение к Брянщине имела и супруга Михаила Федоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева.
Царица Евдокия Лукьяновна, жена царя Михаила Федоровича.
Лист из альбома «Российский Царственный Дом Романовых». СПб.: К.А. Бороздин. 1893 г.
Родственники царицы имели владения на Брянщине: ее дядя Степан Федорович Стрешнев владел 18 душами в селе Чернооково Брянского уезда, а его брат Лаврентий Федорович, упоминаемый в документах как «стародубский сын боярский», владел пустошью Ананьиной в Карачевском уезде.
Дочь царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны царевна Татьяна Михайловна выделила средства на строительство каменного храма в Карачевском Воскресенском монастыре Тихоновой пустыни. Освящение храма состоялось 2 августа 1697 года.
Воскресенско-Тихононовская церковь в Карачеве. Нач. XX в.
Из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
«205 (1697) год, августа 2 по благосл. Грамоте дан антиминс к освящению новопостроенной церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Воскресенском монастыре, а взял тогож монастыря строитель иеромонах Евагрий взял и росписался».
Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Нач. XXI в.
Это самый большой храм того времени на Брянской земле. Он сохранился до сегодняшнего дня, и с 2004 года в нем действует Карачевский Воскресенский мужской монастырь. Таким образом, наследие дочери первого царя из Романовых до сих пор зримо присутствует на Брянской земле.
Список литературы:
1. Глотов С.В. Из истории Карачевского Воскресенского монастыря Тихоновой пустыни // Деснинские древности: материалы IX межгосуд. научн. конф. «История и археология Подесенья», посвященной памяти Ф.И. Заверняева. Брянск. 2018. С. 130.
2. Историко-археологическое исследование Протоиерея В. Попова. Орел: тип. Хализева. 1907 г. // [https://bryanhram.ru/brjanskie-khramy/vpopov-pokrovskii-sobor-1907g.html (дата обращения 07.02.2023)]
3. Калинкина Т.В. Династия Романовых и святые обители Брянщины // Великий князь Михаил Александрович. Жизнь. Эпоха. Судьба. Сб. м-лов Межрег. научн.-практ. конф. Брянск. 2021. С. 63–64.
4. Материалы для истории церквей Брянского края: Севская, Брянская, Карачевская и Трубчевская десятины, 7136 (1628)–1746 гг. / Сост. Г.И. Холмогоров. Брянск. 2010. С. 381.
5. Памятники истории Восточной Европы. Источники XV–XVII вв. / Российский гос. арх. древних актов; редкол.: И. Граля [и др.]. М. – Варшава: Археографический центр, 1995. Т. VIII.: Осадный список 1618 г. / cост.: Ю.В. Анхимюк, А.П. Павлов. 2009. С. 433.
6. Шульгин А. О протоирее Брянского Покровского собора о. Алексее, пожертвовавшем в 1607 г. хлеб // Орловские епархиальные ведомости. 1905. № 15. С. 437–439.