Ярмарки и базары Брянщины.
Базар в Севске.
Худ. Москвичева Е.В.
В VI томе Военно-статистического обозрения Российской империи, изданном в 1853 году при 1-м Отделении Департамента Генерального штаба, найдём некоторые сведения о ярмарках и базарах, действовавших в Брянске, Карачеве, Севске и Трубчевске, а также в местечке Почеп в середине XIX века. Этими ценными данными мы обязаны капитану Генерального штаба Кузьмину.
Первое место в торговых делах, конечно, занимал Брянск. За ним по значению, в порядке убывания, разместились Трубчевск, Карачев и Севск. Эти города – пункты на «перевозном тракте», по которому ежегодно из Курской в Смоленскую губернии «тянулось» огромное количество хлеба.
Удивило капитана-генштабиста то, что население западной части Орловщины «не умело, или не могло, устроить среди себя складов хлеба; даже Трубчевск не может этим похвалиться», а потому такой склад устроили уже вне Орловской губернии – в местечке Почеп. Именно сюда за хлебом, да и по другим делам, приезжали десятки тысяч людей из Орловской, Черниговской, Смоленской и даже Витебской губерний. Местные же помещики могли иметь огромные запасы хлеба, но предпочитали сбывать его в Орел и Мценск.
Увы, по этим причинам деятельность городов западной полосы Орловской губернии «в хлебной торговле представляется более ограниченною, против средней и восточной полосы», – констатировал капитан Кузьмин.
Зато брянское купечество «вело значительную торговлю лесными изделиями, сплавляя их по Десне и Днепру к городам Полтавской, Екатеринославской и Херсонской губерний».
Хорошо шли дела и у торговцев конопляными изделиями. Ярмарка при Свенском монастыре, проводившаяся 1 октября, являлась центром этой торговли – тут устанавливались цены на конопляные семя и масло, а также на пеньку. При этом капитан-статистик отметил, что «и в этой торговле первенство принадлежит одному торговому дому в местечке Почеп. В самой же западной полосе Орловской губернии оптовых торговцев конопляными изделиями мало, но множество мелких скупщиков (кулаков)».
В самом Брянске «в 10 пятницу по Пасхе» проводилась незначительная ярмарка, а базары устраивались еженедельно – по воскресеньям и пятницам.
В Брянском уезде бывали две ярмарки: одна при Свенском монастыре, на которую привозили товаров на сумму до 70 000 рублей серебром, а другая проводилась в начале июня в селе Пятницком, и имела большое значение для сельского населения северной, отдалённой от центра части уезда.
Карачев мог похвастаться ярмаркой, устраивавшейся 16 июля, в день святого Тихона Амафунского, и еженедельными пятничными базарами. А вот в Карачевском уезде проводилось целых пять ярмарок: в селе Ружном – 2 мая, при Офине монастыре – 9 мая, в селе Лесках – 29 июня, в селе Покрове – 23 апреля и 1 октября. По воскресеньям шумели базары в сёлах Шаблыкине и Хотынце. По данным Кузьмина, на все эти «сельские торги» привозилось товаров «на сумму 30 000 рублей серебром».
В городе Севске устраивались две ярмарки (на 10 неделе по Пасхе и 28 октября) и еженедельные пятничные базары.
В Севском уезде свои ярмарки проводились: 8 июля – при Богородицкой Площанской пустыни, 20 июля и 1 октября – в селе Селечне; 6 августа – при Спасском монастыре; в день Вознесения Господня – в Брасово; 15 августа – в селе Гадоще, 9 мая – в селе Доброводье. «Кроме того, - отмечает капитан, - в селениях Радогоще и Брасове бывают еженедельные базары, в первом по воскресеньям, во втором по понедельникам».
В городе Трубчевске ярмарки проводились в Новый год и в Троицын день. Базары бывали еженедельно, по пятницам. В уезде, в селе Небрячине ярмарки устраивали на 9 мая и 6 декабря, а в Жирятино проходили еженедельные пятничные базары.