«Средь шумного бала…»
Россия, век 19-й. Она становится не просто огромной, но поистине необъятной страной – Империей. По численности населения и военной мощи Россия в этот период стояла на 1 месте среди европейских держав. Продолжились начатые Петром I преобразования. Россия все больше втягивалась в Новое время. XIX в. пришелся на правление трех императоров – Александра I, Николая I, Александра II. Если в XVIIIв. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIXв. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв одно из самых высоких и почётных мест.
В 19 веке наука в России стремительно развивалась. Русские ученые сделали ряд замечательных открытий, заложив основу многому тому, что используют нынешние современники. Мировую известность приобрели математик Чебышёв Пафнутий Львович, физики Столетов Александр Григорьевич и Лебедев Пётр Николаевич.
Величайшим достижением русской науки 19 века стало открытие Менделеевым Дмитрием Ивановичем периодической таблицы химических элементов. Глубокие исследования в сфере органической химии провел Бутлеров Александр Михайлович. Больших успехов в изучении физиологии добились Сеченов Иван Михайлович и Павлов Иван Петрович. Мечников Илья Ильич работал в сфере бактериологии.
Особых успехов в 19 веке добились русские ученые географы. Пржевальский Николай Михайлович изучал Центральную Азию, а Миклухо – Маклай Николай Николаевич Океанию. Дальше 19 век, в истории русской науки знаменуется техническими открытиями. Усилиями Яблочкова Павла Николаевича и Лодыгина Александра Николаевича в российской Империи появляются лампочки, а Попов Александр Степанович подарил русскому народу радиоприемник.
В 1880-е годы в России была построена первая электростанция, в быт входят телеграф и телефон. Интеллигенция русского общества все больше увлекается философией.
XIXв. – «золотой» век русской культуры. Это период общественного подъема. Война 1812 г. буквально всколыхнула российское общество. Большие изменения произошли в живописи. Самые передовые художники образовали новое объединение – «товарищество передвижников». XIXв. –время формирования русской национальной музыкальной школы. Были открыты консерватории и бесплатные музыкальные школы в Москве и Санкт-Петербурге. В это время творили гениальные композиторы: Михаил Иванович Глинка, Петр Ильич Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIXв. стал театр. Популярность театрального искусства росла.
В архитектуре развивается классицизм. XIXв. в русской словесности – время небывалого расцвета. Яркие представители литературы XIXв.: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Николай Алексеевич Некрасов, Антон Павлович Чехов, Иван Сергеевич Тургенев, Алексей Константинович Толстой.
Свое широкое распространение в XIXв. столетии получили балы.
Первые балы в России появились в 18 веке и назывались ассамблеями. Они были введены Петром I Великим.
Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.
Бал- настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период, за исключением периода, когда следовало поститься.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека XIX столетия. Балами славилась столица – Санкт-Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Приглашение на бал было принято посылать заранее – как минимум за 7-10 дней до торжества. Это делалось для того, чтобы дамы смогли подготовить новое платье. Выходить в свет дважды в одном и том же считалось верхом неприличия. Поэтому дамы перед балами посещали модные салоны.
Ну вот, все приготовления позади. Все ждут долгожданного момента.
Сегодня бал, в огнях весь дом.
Подъехали кареты.
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты.
У каждой дамы была с собой бальная книжечка, называемая агенда. Туда заранее вносился список танцев, а напротив уже на самом балу вписывались имена кавалеров, желающих с ней танцевать. Бальные книжечки были крошечными и обычно крепились к поясу платья. Любопытно, что дама не должна была танцевать с одним и тем же кавалером более трех танцев за вечер.
Бальный этикет в то время был очень строго прописан. Танцы танцевались в определенном порядке.
Первым танцем в XIX веке был полонез - торжественный танец-шествие.
Перенесёмся в январь 1851г., на бал в Санкт-Петербург. Алексей Толстой по долгу службы сопровождал наследника престола на бал-маскарад, который давался в Большом театре. Здесь он встретил незнакомку, у которой было сочное контральто, интригующая манера разговаривать, пышные пепельные волосы и прекрасная фигура. Но поразил её печальный таинственный взгляд. Незнакомка отказалась назвать своё имя и снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать.
Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
Судьба свела их на маскараде случайно. И на всю жизнь!
Возвратясь домой, Толстой не мог работать. Мысль о незнакомке не давала покоя. Нет, далеко не юношеское трепетное чувство влекло его к маске. Он понял, что это женщина, не девушка. Он может говорить с нею свободно, она поймёт всё, что бы он ни сказал, она показалась ему умницей. В ней было что-то такое, что отличало её от светских красавиц. Очевидно, этой ночью он и написал слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.
Романс П.И. Чайковского «Средь шумного бала»
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Любовная лирика занимает доминирующее место в творчестве поэта. Она посвящена в основном Софье Андреевне Миллер (урожденной Бахметьевой), в последствие ставшей его женой.
Софья Андреевна Миллер
После встречи на балу с С.А. в жизнь А.К. Толстого вошла огромная светлая и чистая любовь, захватившая все мысли и желания, всё его существо.
Мы горды тем, что живем на земле А.К.Толстого. Тем, что имеем возможность побывать в его родовом имении Красный Рог, окунуться в ту среду, в которой жил и творил великий поэт, прозаик, драматург.
Центральная усадьба
Гостевой флигель
Не было и нет бесталанных мест на Руси. Проедешь ли, пройдешь ли по ее бескрайним просторам – в любом краю назовут тебе на перечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и литераторов, прославивших историю края. Если приведут гостя пути-дороги на Брянщину, в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, нам будет о ком и о чем ему рассказать.
И. Штраус "Венский вальс"
Предлагаем видео мастер- класс «Венский вальс»