Счастлив город, где есть театр. Он нужен людям. Особенно когда владыкой сцены является талантливый артист.
В 1926 году в Брянске был сооружен Дом Советов. В комплексе с ним воздвигнуто и здание театра. Открылся театр 7 ноября, официально первый сезон начался 16 ноября 1926 года. Театр с первых своих шагов уделял большое внимание русской и зарубежной классической драматургии. Уже в середине 1926-1927 гг. были поставлены «Ревизор» Н.В. Гоголя, «На дне» М.Горького и др. Неоднократно ставились пьесы нашего земляка А.К. Толстого: «Царь Федор Иоаннович» (перед войной и позже), «Смерть Иоанна Грозного». С самого начала творческого пути театр придерживался реалистического метода работы по системе К.С. Станиславского.
Война застала труппу драмтеатра на гастролях в белорусском Гродно. Из 70 человек в Брянск вернулось только 11: кто-то вступил в ряды советской армии, кто-то ушел к партизанам, кто-то погиб или пропал без вести. В годы оккупации немцами были расстреляны художественный руководитель театра Я. Волин, заведующий музыкальной частью М. Корнгольд, актеры С. Левицкий и С. Гундобина.
При отступлении враг заминировал театр. Здание было взорвано. Война ещё продолжалась, а в декабре 1944-го в город уже была направлена на постоянную работу труппа из подмосковного Ногинска. На базе переведенного сюда коллектива Московского областного драматического театра должен был возродиться театр брянский.
А осенью 1949 г. восстановленный театр открыл свой новый сезон.
На сцене успешно шли пьесы выдающихся русских, зарубежных и советских драматургов. Не обходил стороной театр и местных авторов. В содружестве с А. Козиным были созданы спектакли по его пьесам «О самом дорогом», «Если в сердце весна», «Огонь людской», а также В. Навроцкого — «Гроза над Десной», П. Лучина — «Господин бурмистр», М. Саенко, Э. Рыжовой — «И вечный бой», С. Шарова — «Эхо Брянского леса».
Сколько городов России видели выступления брянских артистов — Москва, Ленинград, Казань, Архангельск, Орел, Калуга, Смоленск, а также страны ближнего зарубежья - Белоруссия, Молдова, Литва, Болгария. Театр тесно и плодотворно сотрудничал с Кюстендилским окружным драматическим театром (Болгария), обмениваясь спектаклями, ставя на сценах обоих театров новые постановки. В разные годы в театре работали известные режиссеры: Я. Волин, Ю. Решимов, Д. Любарский, В. Малахов, В. Щабанов, Е. Антонов, В. Энгелькрон, Б. Сапегин, А. Белявский, А. Новиков и др. Народными артистами Российской Федерации стали М.П. Гермацкая, Г.Д. Постников, В.Т. Богатырев, М.А. Гаврилова, В.А. Мацапура, И.П. Камышев. Звания заслуженного артиста России удостоены Т.Е. Силина, К.А. Вологдин, П.Я. Ефимов, Н.П. Лисовский, В.Г. Поляков, И.Н. Хотяновская, В.Г. Грозев, и др. Партия и правительство высоко оценили деятельность театра. За заслуги в развитии советского театрального искусства Брянский областной драматический театр Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1976 года был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
Гермацкая Мария Павловна (1914 — 2000).
Советская и российская театральная актриса, народная артистка РСФСР,
почётный гражданин г. Брянска.
Родилась Мария Павловна Гермацкая в небольшой белорусской деревеньке, но жить там ей не пришлось, родители переехали в город Ельню, что на Смоленщине. Здесь прошло ее детство, учеба в школе. Окончила успешно сельхозтехникум, получила специальность. Мечтала стать актрисой, поступила в Смоленское театральное училище, а когда его закрыли, перешла в Калининское. Юной актрисе довелось выступать не на театральной сцене, а на фронте, почти на передовой. Были концерты для раненых в госпиталях. После войны работала в Калининском, а затем в Оренбургском театрах. С 1951 года Мария Павловна в Брянске, в Брянском драматическом театре. Сцена стала для нее основой жизни. Почти 60 лет отдала она театральному искусству. Для нее не было маленьких ролей. Она была всегда владыкой сцены. Около трехсот ролей сыграно Марией Павловной. Каждая роль актрисы, пусть даже эпизодическая, для нее была ответственна.
Мария Павловна более десяти лет избиралась председателем Брянского отделения Всероссийского театрального общества, а потом и союза. Много сил и энергии отдала пропаганде театрального искусства, воспитанию молодых актеров. Большую помощь оказывала народным театрам области. Она избиралась депутатом Брянского городского Совета народных депутатов, кандидатом в члены обкома партии.
Народная артистка РСФСР — это звание в Брянском драматическом театре Мария Павловна получила первой. В нем выражена любовь и признание зрителей, дана высокая оценка ее служения театральному искусству. Мария Павловна награждена орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Звание почетного гражданина города Брянска ей было присвоено в августе 1985 года. В июне 2021 года в рамках подготовки к празднованию 95-летия Брянского драматического театра на доме по улице Фокина, где жила актриса, открыта мемориальная доска.
Ефимов Павел Яковлевич (1915- 1986).
Заслуженный артист РСФСР,
ведущий актер Брянского драматического театра.
Театр всю жизнь был для него самой главной, если не единственной, страстью. Павел Яковлевич родился 25 августа 1915 г. в г. Нижняя Салда Свердловской области. Актёрскую карьеру начал в 1930-е годы на сцене Нижнесалдинского народного театра. В 1936 году поступил в Свердловское театральное училище, которое окончил в 1940 году. С началом Великой Отечественной войны трудился в медсанчасти, но в 1943 году был отозван из армии и стал работать в драматическом театре имени А.Н. Островского в городе Кинешма. В 1945 году вернулся на Урал, на протяжении 17 лет играл на сцене Свердловского государственного театра юного зрителя им. Ленинского Комсомола. На протяжении всего творческого периода Павел Яковлевич на ведущих ролях в театре. Созданные им яркие, красочные образы насыщенны простой и хорошей моралью, героикой и патриотизмом. Актеру удаются как роли сказочных героев, так и глубоко драматичные роли.
За заслуги в области театрального искусства Павлу Яковлевичу 28 апреля 1961 г. присвоено звание - Заслуженный артист РСФСР.
Одной из лучших ролей всей своей карьеры П.Ефимов считал роль Р. Раскольникова.
В 1966 году Павел Яковлевич переезжает в город Брянск уже состоявшимся актером и сразу же занимает достойное место в труппе Брянского драматического театра. Актер принимает участие в постановке лучших произведений советской драматургии, русской и зарубежной классики.
Высоко оценена критиками работа П.Я. Ефимова в спектакле по пьесе Н. Островского «Бесприданница».
Большую любовь зрителей снискал П.Я. Ефимов в роли Е. Лукашина в спектакле « С легким паром» по пьесе Э. Рязанова и Э. Брагинского.
Павел Яковлевич Ефимов до последнего дня жизни выходил на сцену.
При подготовке выставки были использованы материалы из фондов Брянского государственного краеведческого музея.
Календами древние римляне называли первый день каждого месяца. Счет времени вели жрецы, наблюдавшие за фазами луны. С наступлением неомении - первого появления тонкого серпа луны после новолуния, жрецы созывали (лат. сalare – звать, отсюда сalendae – календы) римский народ в Капитолий и провозглашали начало нового месяца.
К календам обычно привязывалась выплата процентов по займам, в результате чего долговая книжка получила в латинском языке название calendarium.
От лат. сalendarium в свою очередь происходит русское слово календарь означающее определенную систему исчисления времени с разделением на годы, месяцы, недели и дни.
Январские календы посвящались Янусу (январь – от лат. Ianuarius «Янусов») – двуликому богу из древнеримского пантеона, атрибутами которого были ключ и посох. В античных текстах Ianus выступает в нескольких ипостасях: бог-творец, бог всех начинаний, бог-сторож дверей (входа и выхода), покровитель путников и моряков. Кроме того, считалось, что Янус знал прошлое и предвидел будущее, так что его двуликость можно рассматривать и в этом контексте.
В древнеримских мифах, которые дошли до нас в пересказе писателя Макробия (V в.), бог Янус был первым правителем Италии. Во время его легендарного нахождения у власти «дома всех [людей] были защищены благочестием и святостью, и что поэтому ему были назначены божеские почести, и ему же за заслуги [были] посвящены входы и выходы зданий….Янус первым в Италии устроил храмы богам и установил обряды священнодействий. [И] поэтому он заслужил вечной первоначальной молитвы в священнодействиях».
Макробий, описывая почитание Януса римлянами, проводит параллели с культом Аполлона у древних греков: «у греков почитается Аполлон, который зовется Привратный, и его жертвенники они часто устраивают перед своими воротами, показывая, что он лично повелевает входами и выходами. Также Аполлон нарекается у них Агюйевс (Ἀγυιεύς, хранитель путей) наподобие управляющего городскими дорогами, ибо агюйи (ἀγυιά) они называют дороги, которые находятся внутри помериев».
Историческая традиция, идущая со средних веков, связывает с именем Януса четырехпутную (тетрапилон) арку, стоящую на Бычьем форуме в Риме. Данная постройка появилась при императоре Константине Великом (305-337) или его сыне Констанции II (337-361).
Долгое время январские календы ничем не отличались от прочих. Самым значительным зимним праздником были Сатурналии (17-23 декабря), знаменовавшие собой завершение сельскохозяйственного сезона, а начало нового года приходилось на 1 марта. В современном календаре «следы» мартовского начала года сохранились в названиях месяцев:
сентябрь – лат. septem «семь» (седьмой с марта)
октябрь – лат. octo «восемь»
ноябрь – лат. novem «девять»
декабрь – лат. decem «десять»
Положение изменилось в 153 г. до н.э.. В этом году римские консулы из плебейских родов Квинт Фульвий Нобилиор и Тит Анний Луск вступили в должность не в мартовские иды (15 марта), как было до того, а в январские календы (1 января). Поскольку в римском летоисчислении годы обозначались именами консулов, то инаугурация упомянутых консулов 1 января автоматически означала и перенос Нового года с 1 марта на 1 января.
Постепенно празднование январских календ, теперь уже приуроченных к началу Нового года, растянулось до 5 января включительно.
Согласно поэту Овидию (43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.) в первый день Нового года люди обращались друг к другу с пожеланиями и дарили подарки (strenae), в основном - различные сладости (фрукты, мед). Нетрудно заметить, что данные традиции сквозь толщу веков дошли и до наших дней.
Особый размах празднование январских календ приобретает в IV в. н.э. – эпоху поздней Римской империи. Яркие описания новогодних празднеств того времени оставил нам прославленный ритор из Антиохии Либаний (314-393 гг.).
По словам Либания «этот праздник….вы найдете распространенным на всем пространстве, насколько простирается римская держава, и каждый и приходит в возбуждение, и радуется, и весел….Всюду попойки, и смех, и сибаритские трапезы…. И земля полна почестей, так как люди чтут друг друга подарками и дарами гостеприимства…Эти дни освобождают толпы юношей от двойного страха, из коих один внушают учителя, другой – педагог. Эти дни приносят сколько возможно свободы. Иной раз и проявивший нерадение раб считается провинившимся, но удара не следует, но, если даже, уклонившись от работы, он сядет за игру в кости, уважение к празднику вызволяет человека…Они отсрочивают и процессы, и доносы, и наказания, заперев в судах двери, а обвинителям уста…Он убеждает и отца, который лежит, снедаемый тоскою по смерти сына, и гнушается пищи, примириться с ним, откинув свою мрачность, перестать оставаться грязным и идти в баню, и к чему не мог убедить его своими словами самый красноречивый человек, то в силах оказывается сделать праздник….Он примиряет и гражданина с гражданином, и пришельца с пришельцем, и мальчика с мальчиком, и женщину с женщиной, и возобновляет расторгнутую родственную близость…Украшение ему и имя, инсигнии, и дело консулов. Из них одних он отпускает, других поставляет на смену им».
Упоминает Либаний и жертвоприношения богам, уже запрещенные при его жизни в связи с усилением влияния христианства, но широко практиковавшиеся в предшествующее время.
Клуб любителей истории и культуры «Под музейным абажуром».
Встречи Клуба проводятся в последнюю пятницу каждого месяца.
Каждая встреча посвящена какой-то определенной теме.
Участники Клуба совершают прогулки по улицам Брянска XIX века, посещают музыкальную гостиную XVIII-XIX веков, знакомятся с уникальными экспонатами из музейных фондов и узнают о них много интересного, также делятся своими семейными традициями и реликвиями.
ГИД ПО МУЗЕЯМ РОССИИ С ТЕХНОЛОГИЕЙ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Приглашаем прогуляться по постоянной экспозиции «Брянские древности X–XVII вв.» с бесплатным гидом ARTEFACT.
Мультимедиа-гид по экспозиции «Брянские древности» охватывает более 40 наиболее интересных экспонатов музея, начиная от уникальных археологических находок (а краеведческий музей располагает одной из богатейших коллекций археологии среди музеев России!) до предметов, датируемых XVII веком.
Над подготовкой проекта трудилась целая команда музейных работников: заместитель директора по научной работе Алексеев В.П., научные сотрудники отдела истории Калинкина Т.В. и Павлей Р.Л., научный сотрудник отдела фондовой работы Рогов В.В. и программист Бузуев Д.А.
Ими была проведена масштабная работа по отбору экспонатов и подготовке научных описаний, фотофиксации и внесению данных в цифровую платформу «Артефакт». Дальнейшая работа была проведена специалистами платформы «Артефакт» при поддержке Министерства культуры. И теперь каждый посетитель музея сможет воспользоваться бесплатным мобильным приложением «Artefact», которое позволит сделать поход в музей более увлекательным и интересным.
Знакомиться с выставкой можно как в музее, так и не выходя из дома!
- Установите приложение Artefact (доступно для iOS 12+ и Android 5+)
- Найдите в поиске «Брянские древности» и скачайте контент
- Экспонаты для распознавания помечены стикерами AR
- Включите режим дополненной реальности и наведите камеру мобильного устройства на экспонат. Узнайте интересные факты, нажимая отмеченные точки
- Изучайте фотографии и статьи профессионалов
- Устали читать – послушайте аудиозапись в исполнении профессионального диктора
- А если вы остались дома, то изучайте музейные коллекции в режиме «Каталог» (на сайте или через мобильное приложение)
АУДИОГИД
В нашем музее вы можете воспользоваться АУДИОГИДОМ!
Аудиогид воспроизводит запись обзорной экскурсии по музею. Она разделена на короткие фрагменты: это позволит Вам самим выбирать скорость, с которой вы будете изучать экспозицию музея.
Прибор прост в управлении. Им можно пользоваться в одиночку или в небольшой компании: звук воспроизводится как через внешний динамик, так и через наушники (можно подключить 2 пары к одному прибору).
Получить аудиогид можно на кассе музея. Стоимость аренды прибора – 200 рублей. По желанию можно приобрести наушники (стоимость 50 рублей; наушники одноразовые, в индивидуальной упаковке). В залог также необходимо оставить 500 рублей – эти деньги Вам вернут по окончании осмотра экспозиции.
Правила пользования аудиогидом:
1. Для включения устройства необходимо нажать кнопку «Питание» (в правом нижнем углу).
2. Устройство содержит 60 фрагментов экскурсии. Для того, чтобы прослушать фрагмент экскурсии, отмеченный номером в экспозиции на специальном значке, наберите указанную цифру и нажмите кнопку «Пуск».
3. Нажатием клавиши «Пуск/стоп» можно останавливать воспроизведение.
4. Устройство имеет встроенный динамик, на который происходит вывод аудиосигнала. К устройству также могут быть подключены и наушники, разъемы для которых располагаются сбоку корпуса.
5. Регулировка «Громкость»: левая клавиша «Громкость» - уменьшает звук, правая – увеличивает. После нажатия на эти клавиши на экране отображается надпись «UL xx», где хх – значение от 0 до 30.
6. При нажатии клавиши «Вперед» воспроизведение текущего трека прерывается и начинает воспроизводиться следующий; нажатие клавиши «Назад» воспроизводит предыдущий трек.
7. Для выключения устройства необходимо удерживать кнопку «Питание» более 2 секунд. На экране появится надпись «OFF», после чего устройство будет отключено.
МУЗЕЙНЫЕ БРОДИЛКИ
Брянский краеведческий музей рад представить вам игровой путеводитель для родителей с детьми 5-9 лет «Музейные бродилки».
Превратите каждое посещение нашего музея с детьми в небольшое приключение. Игровой путеводитель «Музейные бродилки» - это «проводник» по экспозиции. Рассказ в нем чередуется с рисунками, вопросами и заданиями, которые можно выполнять в музее и дома.
С таким помощником в музее точно не будет скучно! Вас ждет новый, неожиданный взгляд на знакомые и незнакомые предметы. И взрослые, и дети получат море удовольствия от дружеского живого общения, изучая Брянский краеведческий музей с помощью «Музейных бродилок»!
Приобрести игровой путеводитель вы можете в кассе музея. Стоимость одного экземпляра – 50 рублей.
Волонтёрская организация Брянского краеведческого музея
На базе Брянского краеведческого музея в 2020 году начала работу организация «Музейный волонтёр». Цель создаваемой организации - популяризация волонтёрского движения в культурной среде, участие в подготовке и проведении музейных массовых социально-культурных и информационно-просветительских мероприятиях, воспитание активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма.
Музейному волонтёру предоставлены возможности обучения музейному делу, познавательные экскурсии, участие в музейных проектах, коммуникативные тренинги, возможность продуктивного общения с интересными людьми.
Стать волонтёром Брянского краеведческого музея, можно вступив в группу «Волонтёры Брянского краеведческого музея» в ВКонтакте и заполнив анкету.
Волонтёрская организация Брянского краеведческого музея приняла участие в памятном мероприятии, посвященном 79-й годовщине трагедии Хацуни, мероприятии, посвященном 10-й годовщине освящения Поклонного креста на месте безвинно погибших мирных жителях д. Хацуни, в организации Всероссийской акции «Ночь в музее-2021». Волонтёры приняли участие в записи выпуска «100 уникальных экспонатов БГКМ» и передали в фонды музея книги 40-х - 80-х годов прошлого века.
Для посещения мероприятия по Пушкинской карте:
1. Выберите из списка музей, который вы хотите посетить.
2. Перейдите на интересующее Вас мероприятие.
3. Приобретите билет по Пушкинской карте и сохраните его себе на устройство.
4. При посещении музея предъявите билет на входе.
Выберите музей:
Брянский государственный краеведческий музей
Мемориальный комплекс "Хацунь"
Музей А.К. Толстого в селе Красный Рог
Карачевский краеведческий музей
Навлинский музей партизанской славы
Клетнянский краеведческий музей
Сещинский музей интернационального подполья
Климовский музей дружбы народов
Юдиновский историко-археологический музей
Встреча с Евгением Александровичем Шинаковым
18 сентября 2021 года в Брянском краеведческом музее состоялась уникальная долгожданная встреча с носителем и знатоком брянской истории "Заслуженным ученым Брянской области" доктором исторических наук, профессором кафедры отечественной истории Брянского государственного университета Евгением Александровичем Шинаковым: «Возникновении Брянска в свете современных научных данных»
Встреча с Юрием Трофимовичем Трифанковым
26 июня 2021 года в преддверии Дня партизан и подпольщиков и 80-летия начала партизанского движения в годы Великой Отечественной войны — в Брянском государственном краеведческом музее состоялась публичная лекция доктора исторических наук, профессора Брянского государственного технического университета, Заслуженного ученого Брянской области - Трифанкова Юрия Трофимовича «Шли на битву партизаны».
Встреча с иеромонахом Корнилием (Недбаевским)
17 апреля 2021 года в Брянском государственном краеведческом музее состоялась встреча с иеромонахом Корнилием (Недбаевским), заведующим отделом по взаимоотношениям Церкви и общества Брянской митрополии, Благочинным Севского церковного округа. Мероприятие прошло в форме непринужденной духовной беседы.
Встреча с Владимиром Евгеньевичем Сорочкиным
20 марта 2021 года состоялась встреча с известным брянским поэтом, председателем Брянской областной общественной писательской организации Союза писателей России, заслуженным работником культуры Брянской области - Сорочкиным Владимиром Евгеньевичем. Творческая встреча построена и проведена по принципу непосредственной беседы в кругу друзей, любителей и ценителей поэзии. Были затронуты многие темы из жизни и творчества автора, его яркой биографии.